SEO-аудит

Анализ технических параметров, контента и структуры сайта, а также влияния внешних факторов позволяет своевременно выявить проблемы и устранить их, проведя актуальную оптимизацию под меняющиеся требования поисковых систем. Анализ и оптимизацию следует проводить регулярно, поскольку со временем многие SEO-стратегии перестают быть эффективными.

Конечно, оптимального результата анализа сайта можно достичь, обратившись к специалисту в данной сфере. Однако научиться базовым навыкам SEO-аудита можно и самостоятельно, воспользовавшись нашими подсказками.

Подготовка к проведению аудита

Начинать лучше всего с полного сканирования сайта. С этой целью оптимально применять поисковые роботы (краулеры) – к примеру, Screaming Frog SEO Spider. Данный сервис проводит анализ всех элементов сайта, включая код, ссылочную массу, текстовый и графический контент. Много полезной информации о состоянии дел на сайте можно получить и через типовые инструменты поисковиков — Google Webmaster Tools и Яндекс.Вебмастер.

Внутренний аудит

Проводится по нескольким важным параметрам:

  • Файл robots.txt. Содержит руководство по индексации сайта поисковыми роботами, прописывается в корневой директории ресурса. Он позволяет: дать разрешение либо установить запрет поисковикам индексировать сайт целиком, отдельные разделы или страницы; показать путь к карте ресурса; уменьшить нагрузку поисковиков при необходимости в экономии ресурсов; прописать, какое зеркало сайта считать главным, а какое не подлежит индексации. Рекомендуется реализовать все возможности robots.txt и проверить, насколько правильно выставлены настройки индексации.
  • Мета-тэги. Установки поисковым роботам также желательно прописать в тэгах – это позволит сделать индексацию сайта гибче.
  • Карта сайта. Sitemap – это файл, который пропитывается в корневую директорию ресурса. Он показывает поисковикам, какие страницы подлежат индексации, для каких индексация должна быть первоочередной. Желательный формат для Sitemap – XML. Если данный файл на сайте есть, необходимо проверить его объем (не больше 10 Мб и 50 000 ссылок) и корректность кода (проверяется валидатором, например, Markup Validator). Если такого файла пока нет, его требуется создать при помощи специальных сервисов либо вручную.
  • Качество индексирования. Сравнивается общее количество страниц сайта с числом проиндексированных. Если эти величины почти совпадают, значит, с индексацией все в порядке, если разрыв между ними большой – необходимо искать причину (нет оптимизации для поисковиков, много страниц закрыто для индексации, сайт под санкциями).
  • Коды состояния HTTP. Трехзначные цифровые коды, которые показывают актуальное состояние страницы в момент обращения к серверу. Проверяются встроенными либо специальными сервисами.
  • URL страниц. Необходимо проверить, чтобы URL были составлены грамотно: не больше 120 символов, легко читаемые, с ключевыми словами по теме текущей страницы.
  • Скорость загрузки. Чем быстрее загружается сайт, тем лучше он индексируется и тем больше пользователей задерживается на его страницах.

Анализ структуры

Структура проверяется по двум основным параметрам:

  • Архитектура ресурса. Она должна быть простой для посетителя, с четкой и продуманной структурой, без многоуровневой вложенности страниц. Навигацию на основе JavaScript и Flash лучше не использовать.
  • Внутренняя перелинковка. Улучшает индексацию и помогает оптимально распределить вес страниц. При создании внутренних ссылок важно соблюсти такие правила: анкорами выступают не только ключевые запросы, но и нейтральные слова (например, «просмотреть», «ознакомьтесь» и пр.); ключи в анкорах обязательно должны соответствовать контенту страницы; на одной странице внутренних линков не должно быть слишком много; на страницы, которым нужно занять более высокую позицию, направляется больше ссылок.

Анализ контента

Основные параметры «правильного» контента таковы:

  • Краткие информативные заголовки страниц (не более 90 символов), уникальные и содержащие ключевые запросы.
  • Тщательно составленное страницы в мета-тэгах: связное, актуальное, уникальное и короткое (до 160 символов).
  • Уникальный, полезный для пользователя, релевантный теме страницы контент. Нужен хорошо структурированный, не затянутый текст (оптимально – около 2000-2500 символов), без переоптимизации.
  • Четкая структура текстов. Заголовки разных уровней, подзаголовки, маркированные и нумерованные списки упрощают восприятие текста. Здесь важно также не переборщить – нельзя перегружать текст ключевыми запросами и множеством заголовков.
  • Отсутствие дублированного контента – дубликаты удаляются, закрываются от индексации через файл robots.txt или «нейтрализуются» 301 редиректом.
  • Правильно оптимизированные изображения (с прописанными атрибутами ALT и Title), желательно уникальные.

Длz улучшения метрик сайта и регулярного отслеживания его позиций можно использовать дополнительные сервисы. Вот некоторые полезные сервисы для мониторинга и автоматического продвижения сайта: Seopult.ru, Seolib.ru, BotScanner, MegaIndex.

Внешний аудит

Определяет такие параметры:

  • Исходящие (наружные) ссылки (с вашего сайта на другие). Желательно не иметь ссылок на низкопробные сайты (если есть необходимость подобную ссылку все же разместить, в теге используется значение nofollow  в атрибуте rel , чтобы запретить поисковикам переход по такой ссылке). Регулярно следует проверять присутствие битых ссылок .
  • Обратные (входящие) ссылки. Для хорошей индексации важны качество и количество обратных ссылок. Ссылки должны идти с сайтов с хорошим реноме, желательно, чтобы они содержали необходимые вам ключевые запросы (важно – чрезмерное количество ссылок со сторонних сайтов с одинаковыми анкорами понижают ресурс в выдаче, общая ссылочная масса должна выглядеть органично!).
  • Анализ SEO-стратегий конкурентов для выявления полезных тактик и ошибок.
  • Защитные меры от негативной оптимизации: необходимо отслеживать наличие клонов, фейковых профилей в соцсетях, удаление входящих ссылок на ваш сайт. Также важна надежная защита от взлома сайта и хакерских атак.

Аудит сайта необходимо проводить регулярно – хотя бы раз в полугодие. В таком случае есть возможность существенно увеличить трафик сайта.