Тренды: новые подходы к созданию одежды

Изменения в дизайне всегда соотносятся с особенностями текущего дня, и никакие новые веяния не возникают на пустом месте. Схлынувшая волна минимализма освободила место для иного, усложненного подхода к созданию одежды – и тому есть вполне конкретные причины. 

Большинство происходящих изменений связано в первую очередь с текстилем – основой дизайна одежды. Можно заметить, что fashion-эволюция базируется на обновлении технологий – причем касающихся не только непосредственно производства одежды, но и, например, коммуникационных. Попробуем расшифровать.

Возвращение к формам

В 2011 году случился бум простых, даже примитивных силуэтов, дополненных кричаще-яркими колорблоками и принтами, – определяющими коллекциями сезона весна 2011 стали работы Prada и Jil Sander, построенные на лаконичном крое и впечатляющей палитре. Это было началом эпохи интернет-торговли и разгула блогеров: как оказалось, именно такая одежда выигрышнее всего смотрится на фотографиях, и потому ее проще продавать. Она выглядит броско и привлекательно, а несложные конструкции обеспечивают универсальность посадки. К слову, многие диджитал-ориентированные коммерческие марки до сих пор «сидят» на этом тренде. Но у медали нашлась и обратная сторона: узнаваемые принты, ставшие генеральным элементом дизайна и, по сути, объектом желания, очень легко поддавались подделкам и быстро оказались в масс-маркете, сведя на нет старания именитых дизайнеров.

А потому следующим, вполне логичным, шагом стало возвращение к работе над формой и материалом – дизайнерским коллекциям необходимо было вернуть оправданную усложненность, премиальную ценность и уникальность. Этому способствовало появление дизайнеров-экспериментаторов в ведущих модных Домах: Раф Симонс занял место в Dior, Николя Гескьер в Louis Vuitton, Джонатан Андерсон в Loewe. Они оказались на своем месте в нужное время. Не просто придумывали красивое платье или сумку – но, используя существующие возможности по полной программе, с интересом подключали инновационные технологии. Чего стоят одни только фактуры в коллекции Christian Dior Haute Couture сезона осень-зима 2013/14. Массовая популярность принтов сменилась многообразием фактур, в коллекциях появилось много материалов оригинальной выработки, современный текстиль стал оформляться разными видами вышивок, аппликаций, перфораций. Тактильные ощущения от материала вышли на первый план: прогрессирующая цифровая реальность отрикошетила общечеловеческой тоской по «настоящему».

Очередной этап тоже очень интересен: всем уже понятно, что нет особенного смысла в поиске кардинально новых форм одежды (на протяжении тысячелетий человек почти не изменился, у него не выросла еще одна рука или голова), но зато можно воспроизводить привычные или слегка измененные силуэты, интегрируя в дизайн современные технологические приемы. Сейчас в изделиях соединяются традиционное конструирование из ткани и возможности бесшовных трикотажных машин или создается объем при помощи лазерной резки материала. Все помнят, как из плоского листа бумаги, который особым образом надрезается, получается объемная елочная игрушка? Вот примерно так же. Изделия из мягкого трикотажного полотна подвергаются пропитке, формируется совсем иная структура изделия. Объем может получаться за счет наслоения фрагментов ткани один на другой на основе совершенно плоского кроя. Подобных примеров масса, и их становится все больше.

Новая российская волна

Для российских дизайнеров, которые все еще находятся в поиске своей идентичности (или уже нет?), оказываются более родными приемы ручной работы – как известно, испокон веков русские женщины всех сословий что-то вышивали и вывязывали. Тут можно вспомнить сказку про принца, которого невеста вынудила научиться плести циновки, чтобы в случае чего обеспечить себя в жизни, – так и изгнанная из революционной России аристократия сумела себя прокормить и даже наладить бизнес в модной индустрии того времени. Сегодня молодые модельеры сетуют, что в отечественных вузах и ссузах дают много практических занятий и мало непосредственно дизайна, но при правильном подходе к профессии это оборачивается, скорее, плюсом. Хорошо, когда дизайнеры умеют сделать все самостоятельно на любом этапе производства. Это способствует лучшему пониманию процессов производства одежды и главное – пониманию, что есть по-настоящему качественный продукт.

Минималистичный крой и принты были оставлены российскими дизайнерами чуть позднее – вслед за европейскими коллегами к этой тенденции подтянулась Алена Ахмадуллина, работы которой до сих пор сложно было представить без фантазийных рисунков. Вместо них в коллекции сезона весна-лето 2016 появилось немало интересного использования фактур и ручных техник. Например – наслоение полосок денима с необработанным краем, изображающих морскую волну; источником вдохновения послужила сказка о Морской Царевне.

В весенней коллекции сестер Рубан много экспериментальных элементов из ткани и трикотажа – хаотичных гребешков, словно бы прорастающих из текстиля и видоизменяющих традиционную форму платья. У Вики Газинской лаконичность силуэта соединяется с милыми элементами ручной работы – похожие, кстати, встречаются у Dior, MSGM, Марка Джейкобса. Эти наивные орнаменты без труда вспомнят те, кто пытался создать вышитые мережкой или вязанные крючком цветы на уроках ручного труда. В современной одежде такая отделка выглядит наивно, свежо и трогательно, иллюстрируя ту самую тоску по неподдельности в оцифрованном мире.

Молодой дизайнер Маша Ламзина показывает кропотливую работу по созданию рисунков на хлопчатобумажном текстиле, выполненных не краской, а «выжженных» хлорным отбеливателем по трафарету. Изящество исполнения впечатляет. При этом Маша оформляет хлорными принтами простую и носибельную одежду – такой контраст очень важен для понимания тренда. Сложная ручная работа преображает привычные вещи: уличные свитшоты, базовые рубашки, практичные пальто – и выводит растиражированные предметы одежды на новый уровень.

Основательница марки GO Ольга Глаголева сосредоточена в первую очередь на этических аспектах дизайна одежды – органические материалы, экологические красители, локальные производства в развивающихся странах. В сотрудничестве с художником Дмитрием Пирожниковым марка выпустила серию рубашек с отпечатанными вручную, по старинной технологии, принтами: рисунок вырезается на деревянной доске, смазывается краской и набивается.

Художница Лиза Смирнова специализируется на живописных вышивках, сравнимых с произведениями современного искусства – которые тоже лучше всего смотрятся на простых повседневных вещах. В ближайшее время Лиза готовит сразу два спецпроекта – для GO и для марки February First, и похоже, это действительно новая волна в отечественном дизайне.
Источник: http://profashion.ru/analytics/154622/