Последствия маркировки меховых изделий

26 апреля Владимир Путин ратифицировал пилотный проект по введению маркировки меховых изделий контрольными RFID-метками. Несмотря на продолжительные дискуссии о необходимости чипирования, представители рынка до сих пор не вполне понимают, чем обернется для них новая реформа.

Российский меховой рынок трясет уже как минимум полгода. Причиной для тревог стал проект чипирования в странах ЕАЭС. В сентябре 2015-го Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия договорились об ужесточении мер контроля за оборотом меховых изделий на территории союза. Под прицел попала категория «предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» – то есть из норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота и овчины. Весной нынешнего года Минфин России совместно с Федеральной налоговой службой обнародовал проект, где прописан порядок маркировки с помощью специальных меток RFID (Radio Frequency IDentification – радиочастотная идентификация товаров). Он реализуется при участии ряда организаций, в том числе Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), а также Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

Светлые перспективы

«Сложившаяся ситуация на рынке товаров легкой промышленности, когда, по разным оценкам, от 30 до 40% продукции реализуется без уплаты налоговых и таможенных платежей, – а в меховом секторе эта доля доходит до 80%, – явилась основной причиной разработки нового законопроекта», – объясняет Анна Орлова, ведущий эксперт по вопросам оборота продукции легкой промышленности АКОРТ. Меховые изделия относятся к товарам высокой ценовой категории. Соответственно, уклонение от налогообложения приносит немалый доход недобросовестным участникам рынка и препятствует развитию легального бизнеса.

По словам Орловой, проект маркировки позволит решить сразу несколько важных задач: государство сможет получать налоговые отчисления в полном объеме, ритейлеры и производители станут работать в условиях честной конкуренции, а покупатели узнают достоверную информацию о приобретаемом товаре.

«Проект по внедрению маркировки своей продукции контрольно-идентификационными знаками дает шанс российскому ритейлу выйти на принципиально иной уровень цивилизованности. Кроме того, он призван содействовать формированию рынка с равными для всех его участников конкурентными условиями, – уверен президент компании «Снежная Королева» Вугар Исаев. – В настоящий момент честные продавцы вынуждены вести конкурентную борьбу в поле, где львиная доля игроков торгует продукцией неустановленного качества, не облагаемой никакими налогами». Российский розничный оператор активно поддерживает новую систему, подписав в феврале «Декларацию добросовестных участников об этических нормах ведения бизнеса в сфере производства, импорта и реализации одежды из натурального меха». Вместе со «Снежной Королевой» на соблюдение принципов добросовестной конкуренции согласились такие крупные игроки, как «Меха Екатерины», «Мехамания», «Мондиаль».

Мрачные шутки

Первоначально новые стандарты маркировки меховых изделий должны были вступить в силу с 1 апреля 2016 года. Эта дата была названа представителями ФНС, что породило множество мрачных шуток по поводу «Дня дурака», наступившего для меховой индустрии. Срок, за который необходимо было описать остатки, чипировать представленный в магазинах и хранящийся на складах ассортимент, привел многих предпринимателей в состояние шока.

В самом конце марта неожиданно появилась информация о том, что реализацию проекта отложили «на неопределенный срок». Решение было принято в связи с тем, что на тот момент не все страны-участницы ЕАЭС успели ратифицировать соответствующее соглашение. Однако 26 апреля Владимир Путин подписал Федеральный закон о ратификации «Соглашения о реализации пилотного проекта по введению маркировки…» Таким образом, на момент подготовки материала проект получил юридическую силу во всех странах, последней соответствующий закон 16 июня приняла Киргизия. Спустя десять дней после поступления в комиссию ЕЭК документов о последней ратификации соглашение вступит в силу. Далее будет отведено 30 рабочих дней для чипирования остатков.

Пока же, с 1 апреля, работает пилотный проект, который предусматривает добровольное участие. «Эксперимент позволит протестировать технические возможности системы маркировки товаров контрольными знаками и в дальнейшем послужит базой для внедрения обязательной маркировки товаров в РФ», – сообщается на сайте ФНС. Ответственность за нарушение правил маркировки в рамках эксперимента не предусмотрена, санкции (вплоть до конфискации продукции) начнут действовать с момента вступления проекта в законную силу.

Бесценный опыт

Для участия в эксперименте необходимо зарегистрироваться в Системе маркировки изделий из натурального меха, оператором которой является ФНС. На данный момент это сделали более 100 компаний. «Это совсем несложно, все подробнейшие инструкции даны на официальном сайте налоговой службы, работает техподдержка, все понятно и прозрачно, – заверяет Вугар Исаев. – Более того, внедрение проекта происходит весной, то есть не в сезон. Заказы у поставщиков будут формироваться только в мае, и времени достаточно. Не думаю, что у компаний, уже зарегистрировавшихся в системе, возникнут какие-либо сложности. Но тем, кто еще не присоединился к проекту, грозят задержки, просто потому, что на регистрацию и сопутствующие процессы требуется какое-то время».

Виктор Бодягин, заместитель генерального директора по маркетингу и стратегическому развитию в компании «Центр кожаной и меховой моды «Бродвей» (Санкт-Петербург, два мультибрендовых магазина и собственное производство головных уборов из кожи и меха), рассказал об этапах проделанной работы: «Для регистрации в системе маркировки необходимо сначала получить электронные ключи. На это потребовалось около десяти дней. Когда получили ключи, пытались зарегистрироваться, но сайт маркировки функционировал с ограничениями». Следующим шагом стала опись продукции в системе ГС1 Рус (вступление в организацию пока бесплатное). Виктор рассказывает, что на сайте компании нужно скачать два документа, подписать их и отправить отсканированные экземпляры по указанной электронной почте, а оригиналы – заказным письмом в Москву. «Мы ждали три с половиной недели, чтобы нам выслали подтверждение о вступлении в организацию и выдали пароли от личного кабинета, где нужно описать остатки товаров. Пароли мы получили где-то 18 марта, то есть у нас оставалось 12 дней на то, чтобы провести опись остатков (а их у нас тысячи), заказать чипы и получить их, – перечисляет Бодягин. – Остатки надо было описать в формате документа Excel. На каждую вещь отведено около 20 граф. Здесь необходимо указать: полное описание, краткое, страну-изготовитель, бренд, размер, код ОКП ТН ВЭД, то есть все, кроме самого главного, ради чего этот проект создавался, – номера грузовой таможенной декларации (ГТД), основного документа при перемещении товаров через таможенную границу государства».

Далее «Центр кожаной и меховой моды «Бродвей» направил описанный товар на проверку, в результате которой было найдено две ошибки. Первая связана с одинаковыми артикулами: оказалось, что нужно приписывать им разные порядковые номера. Вторая – с тем, что, как выяснилось, система не принимает более 1000 изделий от одной организации. Для расширения места нужно было подать отдельное заявление, на рассмотрение которого ушло еще порядка недели. «В итоге лишь к 29 марта мы закончили описывать наш товар, хотя делалось это круглосуточно и без выходных. Все подготовительные мероприятия мы выполнили, теперь ждем, когда заработает сайт маркировки, так как без него мы не можем заказать чипы», – заключает Виктор Бодягин.

Однако технические сложности и бюрократические проволочки выглядят незначительными на фоне другой проблемы. Отправляя детальную информацию о продукции, компания раскрывает коммерческую тайну своего бизнеса. Это значит, что появляется риск утечки баз данных со всеми остатками товара, которые попадают в систему. Кроме того, легко можно отследить, какой товар (модели, марки) лучше всего продается. Участники мехового рынка опасаются, что недобросовестные конкуренты на основе полученных данных закупят для себя самый ходовой товар.

Предвиденные расходы

Экспериментальный проект чипирования меховых изделий поможет подсчитать приблизительные затраты компаний, которые переходят в легальное поле. Получение ключей для подписи обойдется в 15 тысяч рублей; закупка чипов – по 15–22 рубля на каждое изделие; оборудование для самостоятельной записи на чипы стоит около €2000. Можно воспользоваться услугами фирм, которые занимаются подготовкой данных для ГС1 Рус. По словам Виктора Бодягина, цена за сервис, которую указывают в коммерческих предложениях некоторые конторы, составляет примерно 300 тысяч рублей за 1000 единиц товара. «Дополнительные расходы составляет ввод новой учетной должности. Сотрудник должен осуществлять непрерывный ввод информации о движении изделий в системе, о производстве и отгрузке. Такая должность предполагает полную занятость на восьмичасовой рабочий день», – уточняет Оксана Краснокутская, заместитель генерального директора российской компании-производителя Furland.

Президент сети «Снежная Королева» считает, что все затраты на реализацию проекта не настолько значительны, чтобы уделять им особое внимание. Кроме того, господин Исаев убежден, что у добросовестных продавцов внедрение проекта по чипированию изделий из натурального меха не может отразиться на розничной цене, поскольку серьезных дополнительных издержек не возникает, а стоимость чипа в соотношении с ценой изделий ничтожно мала. «Цены вырастут до +15% только у тех компаний, которые уклонялись от исполнения законодательства и таким образом создавали неравные конкурентные условия. Это говорит прежде всего о том, что покупатели теперь будут знать, что покупают сертифицированные изделия, и будут уверены, за какой товар платят деньги, поскольку новый проект подразумевает нивелирование возможности продажи подделок», – комментирует глава розничной компании.

Туманный горизонт

«Многие представители индустрии переживают, что после введения нового закона возникнут задержки с оформлением товара и наступит длительный период, когда наша отрасль будет неприбыльной. Я думаю, на некоторое время поставки нашей компании действительно снизятся, ведь мы намерены поставлять товар только тем компаниям, которые будут использовать чипы», – рассуждает о перспективах реализации проекта маркировки меховых изделий Константинос Панагиотидис, президент и генеральный директор греческой компании-производителя меховых изделий Alessandro Bosso, которая импортирует свою продукцию на территорию России. Предприниматель поддерживает реформу, ведь одним из важных принципов работы его предприятия является гарантия качества изделий, в котором можно будет убедиться благодаря информации на присвоенной каждой вещи RFID-метке. Вместе с коллегами из Греции он ждет встречи с российской делегацией в рамках Международной выставки Kastoria в мае этого года, где импортеров подробно проинформируют о нововведениях.

Пока много вопросов остается не только у зарубежных поставщиков, но и у отечественных. «Смущают непроработанные официальные документы, – признается Оксана Краснокутская. – Более того, неясно, что делать с возвращаемым из магазина на склад предприятия товаром или с перешитым в другое изделие. Кажется, в налоговых инспекциях тоже пока не готовы к процедурам чипирования и проверки».

По мнению представителей Furland, «Бродвей» и некоторых других небольших компаний, законопроект прежде всего ставит в невыгодное положение малый бизнес. «Мелкие предприятия не справятся, и останутся только крупные корпорации. Вероятно, этого инициаторы и добиваются, – говорит Виктор Бодягин. – Государство не получит налогов от тех, кто закроется, а единицы будут работать по ценам, которые им наиболее удобны. Таким образом, умрет конкуренция и сократится объем меховых изделий на рынке. И спрашивается: кому это надо?»

Есть ли жизнь после чипирования, российские производители и ритейлеры меховых изделий узнают уже в начале лета. Но вот для кого из них это станет началом новой счастливой жизни – вопрос открытый.
Источник: http://profashion.ru/analytics/158108/